Cтудия Richton, фотостудия, прокат костюмов, свадебные казахские платья...

Cтудия Richton, фотостудия, прокат костюмов, свадебные казахские платья...

Cтудия Richton, фотостудия, прокат костюмов, свадебные казахские платья...

Свадебные традиции, О казахской свадьбе, Куда тусу – Сватовство.

Свадебные традиции, О казахской свадьбе, Куда тусу – Сватовство.

«Бывает невеста без приданого, но нет невесты без свадебного обряда» - гласит народная пословица. Девушку, вышедшую замуж без соблюдения обряда, как и молодого человека, взявшего ее замуж, карает заклятие материнского молока и отцовской доблести.

(из казахских поверий)

 

Бытует мнение - в жизни невозможно предопределить три вещи: с кем будет заключен супружеский союз, пол будущего ребенка и время смерти.  Считается, чтоеще со времени  появления  на свет судьбой предопределен сам брачный союз двоих людей. Поэтому люди ищут свою половину и создают семью.

   Процесс вступления в брак представляет собой  ряд этапов, каждому из которых соответствовал комплекс обычаев и обрядов. Казахи привязаны к своим обычаям и традициям, бережно передают их из поколения в поколение и сохраняют тем самым свою самобытную культуру.

Куда тусу – Сватовство

   Первым этапом и самой важной частью свадебного обряда является сватовство.  Куда тусу (сватовство) начинается с предварительного сговора. С этой целью отец будущего жениха посылал сватов, называемых «жаушы».

В сваты родители жениха приглашают самых авторитетных по возрасту и положению родственников. В группу может входить от пяти до десяти человек. На сватовство посылали в «счастливый день». Обычно такими  днями считались среда и четверг.

   Давая согласие человеку, пришедшему сватать дочь, родители девушки одаривали  визитера  чапаном с воротом. Такая одежда называется «чапан-гвоздь» и предназначена, чтобы «пригвоздить» сватовство как не имеющее обратной силы.

(из казахских поверий)

   Сваты вручали, в свою очередь, отцу невесты подарок называемый «каргыбау».

    После предварительного сговора в дом невесты (опять же в «счастливый день») еще раз приезжали сваты для  закрепления  договора о браке. По казахскому обычаю число их было нечетным, от 3 до 11 и более. На этот раз велись переговоры о размере и составе калыма, срока его выплаты, о времени свадьбы и расходах на нее.

Калым в современных условиях утратил былое значение, как выкуп за невесту, причитающийся ее родителям. Это денежная помощь молодым от родителей жениха на покупку мебели, тогда как посуду, домашнюю утварь, постельные принадлежности, ковры и прочее дает сторона невесты.

    Познакомившись с будущими родственниками, сваты просят показать им невесту. В ответ снохи требуют с них коримдик – плату за смотрины. Затем на будущую невесту надевают драгоценное украшение, которое означает, что девушка уже занята и помолвлена. (Обычно это золотые сережки.)

   После завершения всех переговоров производили официальный обряд, закрепляющий сватовство. При этом отец девушки закалывал белого барана.

    Из печени и курдючного сала жертвенного животного  приготовлялось ритуальное блюдо для  сватов – «куйрык-бауыр». Сюда добавлялось кислое молоко – «катык». Восточные и северные  казахи перед «куйрык-бауыр» давали присутствующим «тостик» - грудинку, «как бы в залог нерушимости этих условий».

   Мать жениха в присутствии только женщин открывает одну часть коржына. Сам коржын украшен бижутерией, которую срезают и оставляют на память родственницы невесты. Кроме того, мать жениха дает матери невесты подарок – анасынак сути (благодарность за молоко матери). Затем близким родственникам невесты раздают подарки.

   Следующий этап свадебного церемониала – досвадебные визиты  жениха в аул невесты (урын бару).

Когда жених отправляется  за невестой, кто-нибудь изего близких наступает на полу его  чапана, побуждая его снять, оставляет чапан себе, чтобы, расставшись со старой «шубой», жених обрядился  в новую одежду и его жизнь стала краше.

(из казахских поверий)

   Жених,  совершая первый официальный визит в аул невесты, привозил подарки – «коржын». Кроме того, жених дарил тестю (привязывал у порога юрты тестя) кобылу.  Урюк, кишмиш и кобыла  входили в число обязательных подарков родным невесты.

В время свадеб, торжественных встреч, прибытия сватов или родственников, а также по другим  радостным событиям женщины аула, смешав в пригоршнях курт и иримшик, конфеты и сладости, серебряные копейки, бросают все это в собравшихся людей с криками «Шашу! Шашу!». При этом никому не стыдно ловить и подбирать это шашу, чтобы затем в качестве  дорогого и памятного  гостинца  преподнести своим детям и домочадцам.

Шашурасссыпают только женщин; мужчин это занятие не красит. Шашу рассыпается  на счастье, почему поощряется то, что его поднимают дети.

(из казахских поверий)

   В соответствии со своими материальными возможностями отец невесты устраивал  «урын той», сопровождающийся угощениями, увеселениями и играми.

   В эту  и следующую ночь происходило свидание жениха и невесты в доме ее отца.Для них на правой  половине юрты стелили постель и отгораживали ее обрядовой занавеской – «шимылдык». Считалось, что эта занавеска  обладает  магической  силой – оберегает молодых от злых духов и другого вреда.

   Приход жениха в дом тестя сопровождался множеством обрядов, которые наряду с игровыми  моментами содержали  религиозно-магический смысл. На пути в дом тестя  жениху устраивали преграды  - клали «бакан» (приспособление для поднятия  шанырака или его подпорки в непогоды), натягивали «жели». По народному поверью, эти предметы  обладают сакральным  значением: переступать, ломать, резать их не разрешается. Поэтому жених, чтобы избавиться  от преград, давал выкупы их устроителям.

   Переступая порог дома тестя, жених трижды  кланяется. Эти поклоны посвящались аруахам, отцу и матери невесты. Мать невесты  подносила ему  кисешку  молока или кумыса и благословляла его. Потом жениха подводили к огню, разведенному  в очаге юрты,  вручали железный ковш, наполненный  растопленным салом, который он выливал в огонь. Этот обряд  связан с культом  огня, домашнего очага и через них – с культом предков.

   На этом этапе, за несколько дней  до отъезда в дом жениха, невеста  ходила к  своим родственникам прощаться – «амандасу».

Статью подготовила автор: Дина Иксатова.

Продолжение следует.

Свадебные казахские платья на "Кыз узату", в Алматы

Свадебные казахские платья на "Кыз узату".

Платье на кыз узату

Платье на кыз узату.

Современное казахское платье на Узату. Свадебное платье рыбка.

Современное казахское платье на Узату. Свадебное платье рыбка.

Свадебное платье Адель

Свадебное платье Адель

Платье «Адель» на Узату.

Платья на Кыз узату купить, прокат.

Платья на Кыз узату купить, прокат.

Платья на Кыз узату купить, прокат.

Платья невероятные на Кыз Узату прокат.

Платья невероятные  на Кыз Узату прокат.

Платья невероятные  на Кыз Узату прокат.

Кыз Узату койлектер.

Кыз Узату койлектер.

Кыз Узату койлектер.

Свадебное казахское платье, войти в юрту свекра.

Свадебное казахское платье, войти в юрту свекра

Архив

Свадебные казахские платья

Карнавальные костюмы, Richton-studio.